
- Автор
- Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др.; под ред. Виноградовой Н.Ф.
- Серия
- Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Литературное чтение (1-4)
- Класс
- 1-4 класс
- Предмет
- Литературное чтение
- Программа
- УМК "Начальная школа XXI века"
- Издательство
- ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник"
- Вид материала
- Учебник
Учебники знакомят младших школьников с жанрами фольклора и художественной литературы, включают задания на анализ текста и отработку техники чтения, помогают развить речь, познакомиться с основами библиографии. Обучение в 1 классе начинается с базовых языковых компетенций, затем дети учатся воспринимать тексты разных жанров и направлений. В 3 классе линия литературного образования продолжается в рамках авторской концепции: развиваются навыки чтения, углубляется понимание произведений, вводятся литературоведческие понятия. Учебник для 4 класса построен по историческому принципу и знакомит учащихся со становлением детской литературы от фольклорных истоков до современности. Программа разработана на основе авторской концепции литературного образования в начальной школе. Отражает современные требования к обучению, развитию и воспитанию младших школьников средствами уроков литературного чтения. Основные цели курса: 1 класс — формирование у детей речевой компетенции (аудирование, чтение, говорение); Во 2 классе основной задачей становится развитие у детей восприятия художественных текстов разных видов и жанров, воспитание интереса к слушанию и чтению. Учебник «Литературное чтение» для 3 класса продолжает линию литературного образования в рамках авторской концепции: развитие восприятия художественных текстов, совершенствование навыка чтения разных видов и жанров (вслух и про себя); формирование понимания литературного произведения как искусства слова, воспитание интереса к читательской деятельности. В процессе работы с художественным текстом формируются представления учащихся о литературоведческих терминах и понятиях. Учебник «Литературное чтение» для 4 класса завершает линию литературного образования младших школьников и обеспечивает пропедевтику изучения литературы в основной школе. Основная цель курса — ознакомление учащихся с историей возникновения и развития детской литературы — от её фольклорных истоков до современности. Содержание программы, обеспечивающее постепенный переход от плавного чтения целыми словами с соблюдением знаков препинания (1 класс) до беглого чтения вслух с передачей ритмического рисунка и интонации (4 класс), представлено в разделе «Техника чтения, подготовка к выразительному чтению». Особое внимание уделяется формированию умения читать про себя, которое включает не только «технические» навыки (постепенное снятие видимых движений речевых органов), но и регулятивные действия (удерживание цели чтения, самоконтроль внимательного восприятия текста, анализ выполнения учебной задачи). Раздел «Жанры фольклора и художественной литературы» включает содержание, обеспечивающее формирование у младшего школьника умения ориентироваться в жанрах литературных произведений. В 1 классе уделяется особое внимание изучению фольклорных произведений (малых фольклорных жанров, сказок). К этому материалу на более углублённом уровне учащиеся возвращаются и в следующих классах: расширяется разнообразие жанров, более подробно даётся характеристика произведений разных фольклорных жанров. Особенностью разделов является учёт специфики формирования универсальных учебных действий при работе с произведениями разных жанров. В разделе «Работа с фольклорными и художественными текстами» представлено содержание работы с конкретным художественным текстом. От класса к классу усложняются учебные действия, которые связаны с анализом произведения. В процессе практической деятельности у учащихся постепенно (на пропедевтическом уровне) формируется понимание литературоведческих понятий, которое необходимо для изучения литературы в основной школе. Раздел «Развитие речи» определяет содержание, обеспечивающее развитие коммуникативных умений школьников, их речевого творчества и умения работать в ситуации диалога и монолога. «Библиографическая культура (работа с книгой)» — раздел, в котором раскрыто содержание, обеспечивающее развитие библиографической культуры младшего школьника (умения пользоваться каталогом, ориентироваться в книге, составлять аннотации и др.). В курсе 4 класса появляется новый раздел — «Страницы истории детской литературы». Его цель — формировать у четвероклассников представления об истории возникновения и развития детской литературы.Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.