За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:
1. Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
2. Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.
3. оставить паспорт антитеррористической защищенности.
4. Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
5. Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
6. Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
7. Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму
В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.
В этом документе:
- есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
- представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
- отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
- есть оценка возможных последствий теракта.
Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.
Охрану осуществляет ООО ЧОП «КАСКАД - ПЛЮС». Режим осуществления физической охраны: охрана круглосуточная, с понедельника по воскресенье. Имеется кнопка экстренного вызова, выведенная на пульт Росгвардии.
Имеется наружное и внутреннее видеонаблюдение.
Имеется техническая система обнаружения несанкционированного проникновения на объект.
Регулярно с сотрудниками, воспитанниками и учащимися школы проводятся тренировочные эвакуации, инструктажи по действиям в чрезвычайной ситуации.
Оборудованы уголки безопасности.
Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.
- ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
- регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
- тщательный контроль за подбором кадров;
- обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
- инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
- попытка проникновения в школу посторонних людей;
- стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
- ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
- изучение подсобных помещений посторонними людьми;
- прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
- выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Регулярный инструктаж проводится по антитеррористической безопасности со школьниками. Им объясняется опасность и недопустимость следующих действий:
- трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
- брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
- нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
1. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи: голос (громкий или тихий, низкий или высокий); темп речи (быстрый или медленный); произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое,
с акцентом или диалектом); манера речи (с издевкой, с нецензурными выражениями).
2. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса, другое).
3. Отметьте характер звонка - городской или междугородный.
4. Обязательно зафиксируйте точное время начало разговора и его продолжительность.
5. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы: куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?; какие конкретные требования он (она) выдвигает?; выдвигает требования он (она) лично?; вступает в роли посредника или представляет какую- то группу лиц?;
на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?;
как и когда с ним (с ней) можно связаться? кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
6. Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.
7. Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет, немедленно по его окончанию.
8. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.
9. При наличии автоматического определителя номера (АОН) запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволить избежать его случайной утраты.
Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
- проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
- усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
- дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
- ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
- контроль за работой охранников;
- своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности.
Для обеспечения эффективной защиты школы от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми – воспитанниками и учащимися младших классов. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Антитеррористическая безопасность в школе может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует.